VII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум — 2015


ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ ТРЕНЕРА ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИГУРНЫМ КАТАНИЕМ У ДЕТЕЙ 7-9 ЛЕТ
Текст произведения расположен без изображений и шрифта. Полная версия статьи доступна в формате PDF на вкладке «Доклады».
Актуальность. Важным показателем профессионализма коуча является его умение использовать психологические инструменты в своей работе. Это особенно актуально для тренеров, работающих с молодыми спортсменами. Владение психологическими методами тренерами определяет, насколько хорошо они решают вопросы, постоянно возникающие в их работе, такие как поддержание соотношения учеников и спортсменов, снижение отсева, подготовка их к занятиям спортом и повышение эффективности тренерской работы.
Одним из самых сложных вопросов, стоящих перед детскими тренерами, является проблема мотивации детей к занятиям спортом. Исследования показывают, что на ранних стадиях спортивной деятельности юные спортсмены почти всегда руководствуются внешними мотивами (красивый спорт, встреча с друзьями, удовольствие от катания), а не внутренними (интерес к спорту, желание улучшить свое спортивное мастерство) 1 .
Цель исследования. Изучить психологические основы спортивной мотивации детей 7-9 лет к занятиям фигурным катанием и развитие их тренеров.
Методология и организация исследования. Исследование проводилось с участием юных фигуристов в возрасте 7-9 лет. Это связано с тем, что занятия фигурным катанием начинаются уже в возрасте 5-6 лет, в то время как юные спортсмены в возрасте 7-9 лет имеют опыт 2-4 года. В ходе исследования использовалась модифицированная методика, представленная Т.А., «Оценка школьной мотивации», Латановой (1998).
Результаты и обсуждение. Исследование показало, что 60% юных фигуристов имели высокую мотивацию к занятиям спортом, 28% — мотивацию выше среднего и 12% — низкий уровень мотивации.
Дети любят заниматься спортом, потому что им нравится их тренер, у них дружная команда, им нравится узнавать что-то новое в этом виде спорта и у них есть желание достичь новых результатов. Все юные спортсмены сказали, что им нравится соревноваться и выигрывать призы.
Эти данные позволяют предположить, что формирование мотивации к спорту определяется не только возрастом ребенка, но и продолжительностью участия в спорте.
Одним из наиболее важных факторов в формировании мотивации ребенка к занятиям спортом является успешное выступление на соревнованиях (успех для детей этого возраста — это не только победы и призы, но и оценка тренера того, насколько хорошо юный спортсмен выполнил задание). (например, хорошо выполняет программу, проявляет настойчивость).
Индивидуальный подход тренера к каждому юному фигуристу и развитие самостоятельности и ответственности у детей этого возраста является очень важным фактором в формировании мотивации.


Это особенно актуально для видов спорта (художественная гимнастика, фигурное катание, теннис), где специализированный подход к тренировочному процессу начинается в гораздо более раннем возрасте. Без развития самостоятельности и ответственности очень трудно ожидать от детей мотивации в спорте и, соответственно, высоких спортивных результатов.
Действительно, в фигурном катании уже в возрасте 13-15 лет необходимо выполнять элементы очень высокой технической сложности и выполнять их на самом высоком уровне. В связи с этим в процессе обучения в значительно более раннем возрасте (7-9 лет) определенные части технической и физической подготовки должны быть перенесены на надомную работу.
Критериями эффективности самостоятельной работы являются внешний контроль со стороны тренеров и родителей и самоконтроль юного спортсмена. В этом возрасте внешний контроль необходим, чтобы компенсировать возрастные особенности, то есть неспособность концентрироваться на объекте или задаче в течение длительного времени. В то же время он помогает развивать такие важные личные качества, как самоконтроль в спорте. Систематическая и постоянная самостоятельная работа приносит молодому спортсмену ответственность.
В работе тренера по воспитанию самостоятельности и ответственности у юных спортсменов необходимо учитывать особенности их возраста. Поэтому на первом этапе этой работы следует использовать задания, не вызывающие затруднений и успешно выполняемые в процессе обучения. Таким образом, с одной стороны, обеспечивается избежание ошибок, а не их исправление в процессе обучения. С другой стороны, это гарантирует, что молодые спортсмены не будут чувствовать себя неспособными совершать ошибки, что часто приводит к отказу от занятий.
Только когда молодой спортсмен действительно готов к самостоятельной работе, можно начинать усложнять задачу.
Для улучшения самоконтроля юным фигуристам следует вести дневник. Они должны регистрировать результаты контрольных испытаний конкретных изделий. Каждые две недели следует сравнивать результаты самооценки с фактическими результатами.
Дети сами (возможно, вместе с родителями) должны записывать дома, как изменились их результаты (насколько они улучшились или не улучшились). Не нужно сравнивать динамику совершенствования с другими спортсменами, чтобы не вызвать нездоровой конкуренции. На этом этапе молодым спортсменам необходимо работать над улучшением собственных результатов. Другими словами, они должны конкурировать самостоятельно.
Психологически правильно в работе тренера всегда соотносить успех или неудачу юного фигуриста в его подготовке (выполнении тех или иных элементов) с результатами, которых он достиг или не достиг в своей работе. Дети начинают видеть собственные результаты и понимают, что если они хотят улучшить свои спортивные результаты, то должны выполнять домашние задания, а также тренироваться. В результате такой самоотдачи юные спортсмены приобретают такие качества, как независимость и ответственность. Качества, которые являются ключом к будущему успеху в спорте.
Выводы. Исследование спортивной мотивации детей 7-9 лет к занятиям фигурным катанием иллюстрирует важную роль тренера в этом процессе. Основной психологической направленностью работы тренера с юными спортсменами является повышение самоконтроля. Это можно сделать только в ходе самостоятельной работы (как на тренинге, так и дома). Использование этого подхода в процессе работы с юными фигуристами в возрасте от 7 до 9 лет может говорить о его целесообразности и эффективности.
Список литературы.
Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры / Н.Б. СПб: Центр карьеры, 1999. 367 с.

