Николай Цискаридзе о длинных ногах, футболистах и диете
Важно иметь хорошие пропорции. В моем случае мне повезло. Я не такой высокий, как мои коллеги, но я всегда выглядел выше их. На сцене все зависит от того, насколько большая у вас голова, насколько длинные у вас руки и ноги. Произошел очень интересный случай. Когда я был подростком, у меня было много комплексов, как и у всех детей. Я ходила в танцевальную школу, и там был только один художественный класс. Сейчас он является экспертом по русской живописи и главным экспертом на многих аукционах. Однажды он пришел ко мне в класс и сказал. Я много раз прикладывал пальцы к рукам, лицо к телу… и добился 99% успеха во всем…. После этого я почувствовал нечто особенное.


Жизнь в балете?
Я просто хотел быть на сцене. Мне показали театр со всех сторон: кукольный, балетный, театральный. В балете произошли изменения… Представьте себе, что происходит, когда это видит 3,5-летний ребенок. В реальной жизни никто так не летает. Мне нравилась музыка, и я испытывал к ней определенную сентиментальность.
О моем представлении.
Я поступила в хореографическое училище в Тбилиси, но моя мама была категорически против. В Грузии мальчики не очень положительно относятся к балету. Всех принимали, и моя мама думала, что меня приняли только потому, что пришли мальчики. Потом ей сказали, что она должна отвезти его в Москву и Санкт-Петербург, потому что в ребенке есть что-то нетрадиционное, но она долго сопротивлялась. До последнего дня, когда я закончила школу, он пытался убедить меня сдаться, уйти и заняться чем-то нормальным. Ей это не понравилось. Он любил театр, любил балет, но как зритель… И он не хотел для меня такой судьбы. Я сделал это вопреки всем остальным, но с первого дня я был убежден, что я необыкновенный и что никто не сможет меня переубедить. Оглядываясь назад, я не знаю, почему я был убежден в этом.
О Барышникове.
Я отношусь к тому поколению, которое почувствовало эту культуру через телевидение. Когда я закончила школу, она больше не танцевала. Мы запечатлели все это на видео. Я не могу сказать, что у меня был любимый артист. Это было для одной роли и для другой. Артисты были для меня как Джомолангма, и я хотела перепрыгнуть через них, когда снималась в этой роли.
О Петипа.
Все, кто связан с балетом, должны быть ему благодарны. Все классические произведения, существующие сегодня, принадлежат ему, распространились по всему миру и составляют основу классического репертуара всех театров. Я много работал в Парижской опере, и на стороне Оперы, обращенной к Galeries Lafayette, есть площадь, названная в честь Дягилева. И это очень впечатляет. В центре города есть места, посвященные российским деятелям культуры, но нет ничего, что могло бы почтить память основателя классического балета. И есть очень много нюансов, которые я хотел довести до сведения государства и высокопоставленных лиц, что двухсотлетие, безусловно, должно быть отмечено торжественно. Я написал губернатору Санкт-Петербурга Георгию Портавченко и сказал ему, чтобы он шел выше. Он написал Путину, и Владимир Владимирович подписал указ о посвящении 2018 года Путипу. Мы также получили памятную табличку, которая будет вывешена на улице Зотчего Росси, где находится наша академия. Олег Виноградов, очень известный хореограф и дирижер балетной труппы Мариинского театра на протяжении более 20 лет, был очень рад присутствовать на церемонии открытия. Он сказал: «То, чего Коля достиг за последние два года, я не мог сделать за 30 лет. Я два года боролся за этот щит, не только в бумажном, но и в финансовом плане. Когда мы открыли картину, ко мне подошла очень пожилая женщина из настоящего Петербурга, потянула меня за рукав и сказала: «Этим поступком вы увековечили себя» Вам будет очень приятно.
Дресс-код Вагановского института
В школе есть форма, и она очень строгая. В целом, я считаю, что самодисциплина — это величайший триумф человеческого характера, и это то, что выделяет нас из животного мира. Дисциплина там тоже очень серьезная. Посмотрите на стаю птиц или понаблюдайте за слоном. Мы не можем мириться с хаосом и отсутствием дисциплины. За 21 год работы ведущей дамой в Большом театре я никогда не была неряхой или неорганизованной. Я не плюю в свой хлеб.
Об эффективности работы премьер-министра
Никогда не поздно подвести итоги. Рыба прогнила с головы до ног, и как только вы входите в подъезд, сразу видно, какой хозяин у этого здания и какой у него внутренний мир. И когда вы входите в туалеты, вы можете увидеть, что это такое. Я отвечаю за все и несу ответственность за все.


Какой учитель
В искусстве кнут — лучший пряник. Когда они не обращают на вас внимания, это значит, что вы им не нужны. Иногда нужно говорить с юмором, иногда — повышать голос.
У меня был опыт, когда я играл в Театре теней. Там была отличная статья. Маленькая кукла играла с моими ногами. Я был гигантом. Они предложили мне сделать театр для детей. И я расставил их в саду и показал детям. Потом один из режиссеров начал спрашивать детей, как я себя чувствую и как я себя веду. И дети сказали, что им не было страшно, когда я кричал, им было страшно, когда я шутил.
Нам нужно привыкнуть к тому, что мы работаем для общества. Мы дарим людям смех и радость. Мы должны сделать это сказкой — мы должны сделать это историей. Не серия трюков, перемещение по вонючим местам и демонстрация дискомфорта. Когда мы видим страдающих людей на сцене, мы не хотим их видеть и слышать.
О футболистах.
Мы вместе делали упражнения, массаж, растяжку и плакали во время растяжки. В то же время им было по 16-20 лет, а мне уже 30. В то же время я выглядел моложе их. И они злились, что я не растягивалась, пока доктор не показал им, как это можно сделать. Мне было тяжело просто наблюдать за ними. Конечно, мне было их жаль. Когда мы начали бежать, им тоже стало меня жалко.
Любимый балет.
Мой любимый спектакль — «Спящая красавица». Это просто сказка, с безумно красивой музыкой, отличным сюжетом, плюс это одна из немногих постановок, где я могу дожить до конца и счастливо выйти замуж. В каждой роли я умирал в погоне за своей мечтой. Или герой умирает, а я продолжаю страдать.
Как вы попали в Большой театр?
Я сразу сказал, что если меня не пригласят в Большой театр, то я больше нигде не буду танцевать. Меня не интересовала эта профессия ни в каком другом смысле. Меня приглашали в другие театры, даже за границу. Я вырос в то время, когда люди говорили, что уезжать из своей страны — это неправильно. И когда эти мысли начали приходить мне в голову, я не хотел уезжать. Я самый титулованный танцор в России.
Как оставаться в форме.
Разрушение. Я всегда теряю вес. Я ушла со сцены с талией 68 см и 48-м размером, сейчас мне 52. Я ем как дымоход. Мне пришлось ограничить себя и не есть после 16:00.

